В архитектуре старого жилого фонда четко прослеживается разграничение: лестницы для жильцов и гостей оформлялись с особым вниманием к эстетике, а хозяйственные лестницы проектировались утилитарно. Особенно ярко это деление выражено в домах Санкт-Петербурга, где до сих пор сохранилось множество парадных входов.
Архитектурная эстетика парадных
Зачастую здание и его парадные входы проектировал один архитектор. Он отвечал за планировку и за визуальное оформление холлов и лестничных пролетов. Так, в доме на улице Рубинштейна сохранился камин, оформленный плиткой и элементами в виде львиной маски и колонн. Окна этого холла украшены витражами, придающими пространству торжественность.

В доходном доме страхового общества «Россия», построенном по проекту Александра Гимпеля и Василия Ильяшева, вестибюль оформлен рельефами с изображением флоры и фауны, а окна декорированы витражами с насыщенной цветовой гаммой.

Парадную лестницу дома страхового общества «Саламандра», реконструированного в 1911 году Николаем Веревкиным, украшают резные перила и светильники в форме купидонов. Такие элементы подчеркивали статус здания и создавали визуальное впечатление еще до входа в жилую часть.

Что скрывают черные лестницы старых домов
В отличие от парадных, черные лестницы строились без внимания к симметрии и удобству. Их проектировали исключительно из практических соображений, не заботясь о красоте или комфорте. Ступени могли быть разной высоты, наклон пролетов варьировался, а источником света служило лишь дневное освещение из узких окон, выходящих во двор-колодец.
Эти лестницы постоянно использовались: по ним поднимали воду, носили дрова, поднимались на чердаки, развешивали белье. Со временем лестничные клетки теряли чистоту, наполнялись бытовыми запахами и следами повседневной жизни.

В стенах пролетов устраивали ниши с примитивными клозетами, которыми пользовалась прислуга. Такие удобства запрещены были лишь в 1931 году указом Совнаркома и ЦК ВКП(б) как «рассадники антисанитарии».

Москвичи и лестничные тайны
Хотя московская застройка сильно пострадала после пожара 1812 года, в столице также сохранились интересные примеры исторических лестниц. В доме купцов Гусятниковых, например, до сих пор можно увидеть винтовую парадную лестницу. Здание, расположенное в Гусятниковом переулке, нередко используется в качестве киносъёмочной площадки — именно здесь снимались сцены фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Высотки сталинской эпохи тоже заслуживают внимания. Лестничные пролеты в доме на Красных Воротах поражают своей шириной и общей монументальностью. Их архитектура подчеркивает масштаб и дух времени.

Во многих домах Москвы также сохранялись черные лестницы. Один из таких примеров — дом генерала Юшкова на Мясницкой. По чугунной винтовой лестнице можно было подняться к комнате, где жил поэт Николай Асеев. Это место посещали поэты и писатели того времени. Валентин Катаев вспоминал сцену, как он вместе с Сергеем Есениным скатился по этой лестнице до первого этажа во время бурного спора.

Историческое наследие
Архитектура лестничных пролетов в старинных домах — это больше, чем функциональность. Она передает дух эпохи, отражает социальную структуру, эстетические представления и уровень мастерства архитекторов. Лепнина, витражи, декоративные панели и уникальные лестничные конструкции сохранились не везде, но то, что дошло до наших дней, можно увидеть, записавшись на экскурсию или просто оказавшись в нужном месте с открытыми глазами.
Хотите заказать дизайн интерьера квартиры или дома? Звоните на прямой номер: 8 (800) 201-53-84 или отправляйте заявку на почту: info@ask-meta.ru